— Как-то вечером выехал с дачного участка на дорогу с бетонно-асфальтным покрытием, ехал со скоростью 90 км/ч, краем глаза увидел внезапно выбежавших на дорогу диких животных. Чтобы не врезаться в них, мне пришлось резко затормозить и остановиться. Как только машина тронулась, я почувствовал, что передние колеса с белорусскими шинами начали "бить". Пришлось завернуть на шиномонтаж. Специалист шиномонтажа в процессе балансировки вынес вердикт: дальнейшая эксплуатация колес невозможна.
Отечественная продукция сопровождалась пятилетней гарантией. Однако, когда из-за резкого торможения дальнейшая эксплуатация колес стала невозможной, обменять шины на новые у потребителя не получилось.
Рекламационная комиссия отклонила просьбу заменить шины «Artmotion Snow Бел-317» по причине того, что на них «имеются дефекты эксплуатационного характера, а именно — интенсивный местный износ рисунка протектора».
В первую очередь сомнения вызвал «интенсивный местный износ рисунка протектора». Этот факт натолкнул нас на мысль о том, что на автомобиле во время торможения не сработала ABS — антиблокировочная система тормозов, призванная, как ясно из ее названия, предотвращать блокировку колес при торможении. Но именно при блокировке колес и торможении юзом шины имеют огромные шансы получить повреждения в виде упомянутого интенсивного местного износа протектора. Наше предположение о том, что во время торможения ABS не работала, подкрепил тот факт, что инцидент произошел на автомобиле Renault Laguna 2002 г. в.
Просим простить нас за некоторое предвзятое отношение к этому автомобилю, но ввиду его возраста и некоторых технических особенностей ABS на нем запросто могла работать не совсем корректно. Выход из строя одного из датчиков ABS, влекущий за собой переход системы в аварийный режим, — не редкость для Laguna.
Так или иначе, мы решили проверить наши версии. И сделали это на полигоне в Финляндии, где нам посчастливилось протестировать 10 комплектов летних покрышек размера 185/65 R15. В сравнительном тесте, результаты которого мы опубликуем весной 2017 года, участвовали и покрышки «Белшина Бел-280».
Кстати, во время испытаний на полигоне ни одна из летних или зимних шин не получила повреждений, из-за которых стала бы непригодной к эксплуатации. Это касается и различных моделей «Белшины» — зимних и летних. После серии торможений на мокром и сухом асфальте с ABS (а это более 10 торможений со скорости 80 и 100 км/ч) на протекторе шин не было и намека на «местный интенсивный износ».
Итак, после двух десятков торможений на мокром и сухом асфальте с белорусскими шинами ровным счетом ничего не произошло: рисунок протектора даже не потрепался. Мы решили затормозить в тех примерных условиях, в которые мог попасть наш читатель. А так как у нас было максимум две попытки (так как шины всего четыре), то мы сразу решили выполнить торможение с «неисправной» ABS.
В качестве «носителя» шин берем Lada Vesta, выдергиваем соответствующий предохранитель, в результате чего полностью усыпляем ABS. Тормозить будем на сухом асфальте, разогнавшись до 150 км/ч. Чтобы наверняка. Благо условия испытательного полигона это позволяют.
Разгон, прямая, 150 км/ч, пилот изо всех сил бьет по педали тормоза… Делает это с неподдельным волнением: торможение юзом ничего хорошего не сулит. Без ABS машина может потерять устойчивость, просто поймав колесами волну асфальта. Однако под пронзительный визг шин Vesta тормозит прямолинейно. Перегрузка от торможения минимальна, тормозной путь огромен — 144 метра. И это еще один повод сразу устранять любые неисправности ABS: тормозной путь юзом гораздо продолжительнее, чем при торможении с ABS, которая не допускает блокировки колес, удерживая их на грани срыва. При этом достигается наибольшая эффективность торможения. К слову, эксперты утверждают, что торможение с блокировкой колес эффективно только на скорости не более 40 км/ч.
Над асфальтом рассеивается сизый дым, салон наполняется «ароматом» хорошо пропеченной покрышки. Чтобы оценить состояние протектора, нужно проехать на полметра вперед. Передние покрышки буквально сплавились с асфальтом в пятне контакта. «Интенсивный местный износ протектора» заметен невооруженным взглядом. Тут и без экспертизы видно, что в пятне контакта рисунок стал плоским: его стесало как наждаком. На изношенном участке рисунка видны «катышки», в которые превратилась резина при торможении юзом. Покрышки передних колес в плачевном состоянии.
В самом деле, эксплуатировать их уже невозможно: слегка «обрезанная» по хорде окружность колеса ощутимо бьет при движении. Автомобиль трясется на ходу, хорошо слышен стук покрышек. Итог эксперимента достигнут с первой попытки: мы получили характерное биение шин, переживших экстренное торможение на машине с неисправной ABS.
Для чистоты эксперимента повторяем его с оставшейся парой шин, стоявших на задней оси. Результаты те же: после торможения юзом и вторая пара «Белшины» пришла в негодность.
Справедливости ради повторяем эксперимент с покрышками Michelin Energy XM2. Результат тот же самый: протектор стесан, шины бьют на ходу, дальнейшая эксплуатация невозможна. Однако опытным взглядом замечаем, что остаточная глубина рисунка протектора в месте интенсивного износа у шин Michelin все же больше.
Итоги теста очевидны: торможение юзом наверняка приведет к локальному износу протектора, покрышки передней оси будут испорчены. Ездить и тем более тормозить с неисправной ABS — крайне небезопасно. Эффективность торможения многократно снижается, на скользкой дороге велик риск потерять машину из-за блокировки всех колес.